Центр просвещения ВозДух Лады
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы

Для чего была написана статья об античной традиции….

Перейти вниз

Для чего была написана статья об античной традиции…. Empty Для чего была написана статья об античной традиции….

Сообщение автор елена Пт Фев 24, 2012 9:55 pm

Структура языка, форма и стиль мышления, особая ценностная ориентация с онтологической доминантой и мировоззренческие основы восприятия, т. е. все то, что составляет особенность национального сознания и ныне формулируется как менталитет, все это имеет параллели в античном, а, по сути, языческом мироощущении древнего грека.

И золотой, и серебряный века русской культуры смотрелись в античность как в зеркало. И отражение, через призму языка, мировоззрения и особого эстетического качества мировосприятия, будило память, заставляло вспоминать себя, провоцировало на идентификацию.

Ни для кого не секрет, что вся европейская культура построена на фундаменте античности. Все «всплески» этой культуры, связаны с обращением к его наследию.
Где особенность отечественной культурной традиции в этом обращении к колыбели культур? Русское предвозрождение эпохи Сергия Радонежского – это чисто национальные корни и основания. Русский классицизм, в отличии от западноевропейского, опирался не на античность, а на собственную традицию. Пьесы Сумарокова (а классицизм, это, прежде всего, драматургия) написаны не на античные сюжеты как у Корнеля и Расина, а на отечественные: «Синав и Трувор», «Хорив», «Вышеслав» и др.
Ренессанс создал итальянский язык Данте, Петрарки и Боккаччо. Классицизм выточил французский для мировой культуры. Золотой век – время формирования русского языка как литературного.
Первое настоящее обращение к античности произошло в русской культуре в эпоху так называемого «золотого века», что собственно таковым его и сделало. Второе – связано с культурной эпохой века Серебряного. Оба культурологических всплеска в отечестве, также как и в Европе связаны с античностью. Но речь идет не о влиянии, а о неком особом проникновении… Золотой век начинается с перевода Н. Гнедичем Илиады на русский язык, что позволяет А.Пушкину говорить о том, что «русский язык – это язык эллинистический» и впервые по-настоящему посмотреть на культурные параллели. Э. Мандельштам в ХХ веке развивает традицию проникновения в языковые особенности. Закономерна и поэтическая нива, на которой вызревает это понимание. Ритм и мера – основы гармонии, основного понятия языческой натурфилософии.
Теперь, внимание! Очень важный тезис о том, когда и каким образом отечественная культура познакомилась со сложившимся античным наследием. Временные рамки этого процесса в контексте истории определить невозможно. Но один немаловажный факт можно констатировать с очевидностью. Греческие тексты к славянам попадали напрямую (через греко- язычную Византию), а не через латинский и, усугубивший искажения, схоластический перевод. И надо обязательно иметь в виду, что это философско-мировоззренческие тексты по содержанию. Европа получила это наследие через социально-политическую призму римского мировосприятия. Поэтому там осуществляется связь, прежде всего, антично-латинская, цивилизационная. А культурная эллинская традиция осваивалась сложно и неорганично.
Как для золотого, так и для серебряного веков русской культуры характерно выражение в них именно, и, прежде всего, антично-греческого наследия, никак не скорректированного ни посредством перевода, ни христианско-библейской идеологией. Мировоззрение чистого античного язычества взывало к языческим национальным корням, культура резонировала культуре на уровне языка (фонетика и лексика), способа мышления и ценностных ориентиров.
Известно, что мифология – это особая форма мировосприятия естественной картины мира. Идентичность мифологических сюжетов в разных географических точках планеты, подтверждает теорию о мифологическом типе сознания. Особенности этого типа сознания в сравнении с господствующим библейским типом восприятия действительности, составили целые пласты нового знания и выразились в культурные эпохи веков дорогих металлов.
Оба пика в русской культуре были связаны с обращением к национальным корням, с активным изучением отечественной мифологии и параллельным анализом античной традиции. И как результат, с выявлением единой культурной среды.
Если восточное христианство(греко-византийское) чисто умозрительно – духовно в русском национальном восприятии (в отличии от западного, где акцентируется чувственно-переживательный элемент), то античное язычество (прежде всего греческое) только целостно, экзистенциально не расчленено.
На уровне языка, например: Купала – Купавон (Этрурия) – Аполлон (Греция).
На уровне онтологии: общий ориентир абстрактного божественного, подтверждающий особый статус мира и особую ценность жизни, из которых следует троичная полнота бытия.
Эстетическая составляющая с онтологической характеристикой, подтверждающая ценность жизни как основную в человеческом мировоззрении и определяющая основы миропорядка и общей вселенской гармонии.
На уровне гносеологии: особый тип мышления, предполагающий целостное, а не рационально-умозрительное восприятие действительности.
Пример: Мережковский «Христос и Антихрист»




елена

Сообщения : 50
Очки : 139
Дата регистрации : 2011-04-18

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения