Последние темы
Для чего была написана статья об античной традиции….
Страница 1 из 1
Для чего была написана статья об античной традиции….
Структура языка, форма и стиль мышления, особая ценностная ориентация с онтологической доминантой и мировоззренческие основы восприятия, т. е. все то, что составляет особенность национального сознания и ныне формулируется как менталитет, все это имеет параллели в античном, а, по сути, языческом мироощущении древнего грека.
И золотой, и серебряный века русской культуры смотрелись в античность как в зеркало. И отражение, через призму языка, мировоззрения и особого эстетического качества мировосприятия, будило память, заставляло вспоминать себя, провоцировало на идентификацию.
Ни для кого не секрет, что вся европейская культура построена на фундаменте античности. Все «всплески» этой культуры, связаны с обращением к его наследию.
Где особенность отечественной культурной традиции в этом обращении к колыбели культур? Русское предвозрождение эпохи Сергия Радонежского – это чисто национальные корни и основания. Русский классицизм, в отличии от западноевропейского, опирался не на античность, а на собственную традицию. Пьесы Сумарокова (а классицизм, это, прежде всего, драматургия) написаны не на античные сюжеты как у Корнеля и Расина, а на отечественные: «Синав и Трувор», «Хорив», «Вышеслав» и др.
Ренессанс создал итальянский язык Данте, Петрарки и Боккаччо. Классицизм выточил французский для мировой культуры. Золотой век – время формирования русского языка как литературного.
Первое настоящее обращение к античности произошло в русской культуре в эпоху так называемого «золотого века», что собственно таковым его и сделало. Второе – связано с культурной эпохой века Серебряного. Оба культурологических всплеска в отечестве, также как и в Европе связаны с античностью. Но речь идет не о влиянии, а о неком особом проникновении… Золотой век начинается с перевода Н. Гнедичем Илиады на русский язык, что позволяет А.Пушкину говорить о том, что «русский язык – это язык эллинистический» и впервые по-настоящему посмотреть на культурные параллели. Э. Мандельштам в ХХ веке развивает традицию проникновения в языковые особенности. Закономерна и поэтическая нива, на которой вызревает это понимание. Ритм и мера – основы гармонии, основного понятия языческой натурфилософии.
Теперь, внимание! Очень важный тезис о том, когда и каким образом отечественная культура познакомилась со сложившимся античным наследием. Временные рамки этого процесса в контексте истории определить невозможно. Но один немаловажный факт можно констатировать с очевидностью. Греческие тексты к славянам попадали напрямую (через греко- язычную Византию), а не через латинский и, усугубивший искажения, схоластический перевод. И надо обязательно иметь в виду, что это философско-мировоззренческие тексты по содержанию. Европа получила это наследие через социально-политическую призму римского мировосприятия. Поэтому там осуществляется связь, прежде всего, антично-латинская, цивилизационная. А культурная эллинская традиция осваивалась сложно и неорганично.
Как для золотого, так и для серебряного веков русской культуры характерно выражение в них именно, и, прежде всего, антично-греческого наследия, никак не скорректированного ни посредством перевода, ни христианско-библейской идеологией. Мировоззрение чистого античного язычества взывало к языческим национальным корням, культура резонировала культуре на уровне языка (фонетика и лексика), способа мышления и ценностных ориентиров.
Известно, что мифология – это особая форма мировосприятия естественной картины мира. Идентичность мифологических сюжетов в разных географических точках планеты, подтверждает теорию о мифологическом типе сознания. Особенности этого типа сознания в сравнении с господствующим библейским типом восприятия действительности, составили целые пласты нового знания и выразились в культурные эпохи веков дорогих металлов.
Оба пика в русской культуре были связаны с обращением к национальным корням, с активным изучением отечественной мифологии и параллельным анализом античной традиции. И как результат, с выявлением единой культурной среды.
Если восточное христианство(греко-византийское) чисто умозрительно – духовно в русском национальном восприятии (в отличии от западного, где акцентируется чувственно-переживательный элемент), то античное язычество (прежде всего греческое) только целостно, экзистенциально не расчленено.
На уровне языка, например: Купала – Купавон (Этрурия) – Аполлон (Греция).
На уровне онтологии: общий ориентир абстрактного божественного, подтверждающий особый статус мира и особую ценность жизни, из которых следует троичная полнота бытия.
Эстетическая составляющая с онтологической характеристикой, подтверждающая ценность жизни как основную в человеческом мировоззрении и определяющая основы миропорядка и общей вселенской гармонии.
На уровне гносеологии: особый тип мышления, предполагающий целостное, а не рационально-умозрительное восприятие действительности.
Пример: Мережковский «Христос и Антихрист»
И золотой, и серебряный века русской культуры смотрелись в античность как в зеркало. И отражение, через призму языка, мировоззрения и особого эстетического качества мировосприятия, будило память, заставляло вспоминать себя, провоцировало на идентификацию.
Ни для кого не секрет, что вся европейская культура построена на фундаменте античности. Все «всплески» этой культуры, связаны с обращением к его наследию.
Где особенность отечественной культурной традиции в этом обращении к колыбели культур? Русское предвозрождение эпохи Сергия Радонежского – это чисто национальные корни и основания. Русский классицизм, в отличии от западноевропейского, опирался не на античность, а на собственную традицию. Пьесы Сумарокова (а классицизм, это, прежде всего, драматургия) написаны не на античные сюжеты как у Корнеля и Расина, а на отечественные: «Синав и Трувор», «Хорив», «Вышеслав» и др.
Ренессанс создал итальянский язык Данте, Петрарки и Боккаччо. Классицизм выточил французский для мировой культуры. Золотой век – время формирования русского языка как литературного.
Первое настоящее обращение к античности произошло в русской культуре в эпоху так называемого «золотого века», что собственно таковым его и сделало. Второе – связано с культурной эпохой века Серебряного. Оба культурологических всплеска в отечестве, также как и в Европе связаны с античностью. Но речь идет не о влиянии, а о неком особом проникновении… Золотой век начинается с перевода Н. Гнедичем Илиады на русский язык, что позволяет А.Пушкину говорить о том, что «русский язык – это язык эллинистический» и впервые по-настоящему посмотреть на культурные параллели. Э. Мандельштам в ХХ веке развивает традицию проникновения в языковые особенности. Закономерна и поэтическая нива, на которой вызревает это понимание. Ритм и мера – основы гармонии, основного понятия языческой натурфилософии.
Теперь, внимание! Очень важный тезис о том, когда и каким образом отечественная культура познакомилась со сложившимся античным наследием. Временные рамки этого процесса в контексте истории определить невозможно. Но один немаловажный факт можно констатировать с очевидностью. Греческие тексты к славянам попадали напрямую (через греко- язычную Византию), а не через латинский и, усугубивший искажения, схоластический перевод. И надо обязательно иметь в виду, что это философско-мировоззренческие тексты по содержанию. Европа получила это наследие через социально-политическую призму римского мировосприятия. Поэтому там осуществляется связь, прежде всего, антично-латинская, цивилизационная. А культурная эллинская традиция осваивалась сложно и неорганично.
Как для золотого, так и для серебряного веков русской культуры характерно выражение в них именно, и, прежде всего, антично-греческого наследия, никак не скорректированного ни посредством перевода, ни христианско-библейской идеологией. Мировоззрение чистого античного язычества взывало к языческим национальным корням, культура резонировала культуре на уровне языка (фонетика и лексика), способа мышления и ценностных ориентиров.
Известно, что мифология – это особая форма мировосприятия естественной картины мира. Идентичность мифологических сюжетов в разных географических точках планеты, подтверждает теорию о мифологическом типе сознания. Особенности этого типа сознания в сравнении с господствующим библейским типом восприятия действительности, составили целые пласты нового знания и выразились в культурные эпохи веков дорогих металлов.
Оба пика в русской культуре были связаны с обращением к национальным корням, с активным изучением отечественной мифологии и параллельным анализом античной традиции. И как результат, с выявлением единой культурной среды.
Если восточное христианство(греко-византийское) чисто умозрительно – духовно в русском национальном восприятии (в отличии от западного, где акцентируется чувственно-переживательный элемент), то античное язычество (прежде всего греческое) только целостно, экзистенциально не расчленено.
На уровне языка, например: Купала – Купавон (Этрурия) – Аполлон (Греция).
На уровне онтологии: общий ориентир абстрактного божественного, подтверждающий особый статус мира и особую ценность жизни, из которых следует троичная полнота бытия.
Эстетическая составляющая с онтологической характеристикой, подтверждающая ценность жизни как основную в человеческом мировоззрении и определяющая основы миропорядка и общей вселенской гармонии.
На уровне гносеологии: особый тип мышления, предполагающий целостное, а не рационально-умозрительное восприятие действительности.
Пример: Мережковский «Христос и Антихрист»
елена- Сообщения : 50
Очки : 139
Дата регистрации : 2011-04-18
Похожие темы
» Традиции античной Греции
» Статья:Экзистенциализмраспознанные. Е.Пенкина
» Статья "Жемчужина будущего"
» Статья: КОЛОВРАТ (СОЛНЦЕВОРОТ) …
» Статья. Лакановское означающее. Часть1.
» Статья:Экзистенциализмраспознанные. Е.Пенкина
» Статья "Жемчужина будущего"
» Статья: КОЛОВРАТ (СОЛНЦЕВОРОТ) …
» Статья. Лакановское означающее. Часть1.
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|
Сб Окт 24, 2015 2:25 am автор Admin
» Новая статья в разделе Метры
Вт Окт 20, 2015 6:25 am автор Admin
» Эхо черных дыр
Вс Сен 27, 2015 5:48 pm автор елена
» Булгаковские плоды просвещения в Саратове.
Сб Сен 26, 2015 4:58 pm автор елена
» «…А ГОЛОС ЛЕТА ПРОЖИТОГО ЯСНЕЕ ПОНИМАЕМ МЫ…»
Сб Сен 26, 2015 4:56 pm автор елена
» 6 октября Лекция Е.О.Пенкиной : "Герой..." Лермонтова в контексте мифологической структуры.
Сб Сен 26, 2015 10:06 am автор Admin
» Поздравляем И.Я.Горпенко с рождением внучки!
Сб Сен 26, 2015 8:57 am автор Admin
» РОЖДЕНИЕ БАБУШКИ. ИРИНА ЯКОВЛЕВНА ГОРПЕНКО
Сб Сен 26, 2015 8:43 am автор Admin
» Ирина Яковлевна Горпенко-Мягкова. Нить, скрученная втрое…
Сб Сен 26, 2015 8:35 am автор Admin